Из этой статьи вы узнаете:

Любовь к себе предполагает, что человек хорошо знает себя, то есть свой образ. Некоторым людям удается любить себя и без этих знаний, так сказать, на уровне души. Но большинству надо возвращать себе любовь именно через познание себя. Это не хорошо и не плохо, просто это одна из дорог к себе любимой.

Зачем знать и понимать себя? Чтобы:

  1. Быть здоровой.
  2. Быть любимой.
  3. Быть успешной.

«Мой образ», «мое Я», «Я» — это понятия, которым люди дают разные определения. И, тем не менее, образ Я формируется из 4 главных источников:

  1. Ощущение своего тела.
  2. Влияния родителей и опекунов.
  3. В сравнение себя с другими людьми.
  4. Активном усвоение чувства собственного достоинства и самовосприятия.

1. Как мы ощущаем свое тело?

Обычно мы ощущаем активность своего тело как что-то приятное или неприятное.

Такое восприятие связано с состоянием здоровья и способом удовлетворения потребностей человека, начиная с внутриутробного развития.

В каждый момент жизни на нас одновременно воздействуют несколько раздражителей: кинестетические, зрительные, слуховые и вкусовые.

По мере того как мы взрослеем и развиваемся, мы учимся отличать ощущения исходящие от самого тела, и от тех, которые не исходят от нашего тела.

Тело всегда «общается» с нами, подает сигналы. Но далеко не каждый понимает их. Хотя, на мой взгляд, все довольно просто. Например, когда вы улыбаетесь, вы же не спешите подойти к зеркалу, чтобы убедиться в том, что в данный момент на вашем лице улыбка? Вам приятно и весело, и тело реагирует улыбкой.

Можно легко научиться ощущать свое тело осознанно путем ежедневной тренировки.

2. Влияние родителей или опекунов

Влияние родителей на формирование образа самого себя является определяющим. Это объясняется тем, что родители довольно долгий период воздействует на ребенка в наиболее благоприятный период развития и для привитие навыков.

Поведение ребенка зависит от того, чего больше он получает — поощрений или наказаний со стороны родителей. Родители определяют мнение о ребенке и создают для него правила поведения. И ребенок принимает эти правила поведения, как свое собственное мнение. И, следовательно, эти правила становятся элементом его образа Я.

Если ребёнок чувствует себя нужным, желанным и любимым, то он создает соответствующий образ себя как удачливой личности. Когда его потребности в поддержке и сочувствие не удовлетворяются, он становится равнодушным и апатичным. И эти ощущения его приводят к убежденности о том, что он никому не нужен, что он не полноценный.

Если к ребенку предъявляются завышенные требования. невыполнимые для него в данный момент его жизни, то он отдаляется от своей семьи, отрицая ее систему ценностей, либо начинает не верить в собственные силы, и тогда утрачивает амбиции и игнорирует существующие возможностей.

Таким образом, под влиянием родителей, учителей, опекунов или других значимых людей формируется образ я желанного или нежеланного ребенка, удачливого или неудачника.

3. Сравнение себя с другими людьми

Образ я также формируется в моменты, когда мы сравниваем себя с другими людьми. Например, в детстве, когда мы играли с ровесниками, то у нас мог сформироваться образ нашего тела, как ловкого, сильного и красивого или непослушного, слабого и неуклюжего. И этот образ закрепляется в последующем общение с людьми.

Проблема состоит в том, что мы ведем себя в соответствии с образом собственного тела,а этот образ мы создаем нашим воображением и поведением, основанном на этом представлении. И таким образом, закрепляем негативный образ Я.

Например, девочку не принимали сверстники в игру. По этой причине у нее может сформироваться образ нежеланного человека, и как следствие, она, став уже взрослой, будет продолжать избегать участия в групповом общении и работе, будет стремиться к самоизоляции.

Наша самооценка формируется посредством сравнения себя с другими членами общества.

Мы оцениваем качество наших идей и предложений, наблюдая за поведением наших собеседников. При этом мы создаем образ себя, зачастую, ориентируясь не на действительную оценку наших действий и слов другими людьми, а исходя из собственного предположения о том, как нас оценивают окружающие. Такое поведение связано с пунктом № 2 — влияния родителей и опекунов на образ нашего Я.

4. Активное усвоение чувства собственного достоинства и самовосприятия

Также на образ собственного Я влияет самоанализ своего поведения в различных жизненных ситуациях. Самое ощутимое воздействие на образ себя оказывают жизненно-важные и значимые ситуации.

Если мы видим что к нашему мнению прислушиваются, наши слова считают значимыми то и мы считаем себя ценным человеком, и наоборот.

В этой связи хорошо бы узнать о своих сильных качествах, хотя бы посредством психологического тестирования.

Так же хорошо было бы научиться отделять жизненные факты от эмоций. И иметь «под рукой» перечень своих жизненных триумфов — маленьких побед (а может и больших!), когда вы действительно чувствовали себя на высоте.

Что я хочу сказать в заключение?

Образ Я формируется под воздействием 4 перечисленных факторов, но если он вас не устраивает, то вы вправе, как человек осознанный, изменить его на тот, который будете любить и уважать.

Кликайте на кнопки социальных сетей и поделитесь этой статьей.