Сегодня объясню, как мы общаемся друг с другом, и почему, бывает так, что не понимаем друг друга? Почему часто не удовлетворены процессом взаимодействия и общения?

Есть 3 Я-СОСТОЯНИЯ, которыми располагает каждый человек и которые по очереди или все вместе выходят на внешнюю коммуникацию.

Я — состояния — нормальный психологический феномен человеческой личности. Все они необходимы для нашей личности. Из этой статьи вы узнаете:

  1. Я — Дитя
  2. Я — Родитель
  3. Я — Взрослый
  4. Как же общаться без поражений и побед?

Сейчас я охарактеризую каждую позицию, а потом расскажу, как ее использовать, в продуктивном взаимодействии/общении. А вы постарайтесь увидеть, как часто вы бываете в этих Я-состояниях, когда общаетесь с людьми.

Я — Дитя

Позиция «Дитя» состоит из впечатлений первых лет жизни и соответствует эмоциональной сфере человека. В этом состоянии проявляются наши стремления, желания и чувства: игра, смех, плач, крик, танец, грусть, разочарование, зависть, ненависть, тоска.

Дитя — источник наших желаний, влечений и потребностей. Это радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность, восторг, любовь. НО, здесь же, и страхи, и капризы, и недовольства. В Дитяти — вся психическая энергия.

В состоянии Дитяти человек смотрит на другого, как бы, снизу вверх, с готовностью подчиниться, испытывая радость от того, что его любят, но и одновременно с чувством неуверенности, беззащитности.

Наш внутренний Ребенок/Дитя бывает:

  • послушным (приспособившимся) — послушание, уступчивость, чувство вины, вежливость, подчинение воле авторитета; проявляются также ощущения униженности и бессилия;
  • свободным (естественный, спонтанный), на него не повлияла социальная среда — он развлекается, радуется, злится и познает мир, смеется и плачет, не оглядываясь на этику и нравственность. Он делает, что хочет, не оглядываясь на окружающих;
  • бунтующий — раздражение, бунт, гнев, злость, т.е. проявляет сильные негативные чувства противостоящие карающему Родителю;
  • маленький профессор — с творческими и интуитивными элементами: он постоянно задает вопросы, но коварные для окружающих, отличается любознательностью и изобретательностью.

Часто употребляемые фразы Дитяти:

  • мне все уже надоело,
  • когда же это все кончится,
  • мне страшно, я боюсь,
  • пропадите вы все пропадом.

Мимика очень выразительная и интенсивное жестикулирование.

ВАЖНО знать: С внутренним ребенком вести продуктивное общение практически невозможно.

picter

Я — Родитель

Состояние Я — Родитель включает весь опыт человека, полученный в детстве (до 5 лет) от значимых лиц, прежде всего родителей. Этот опыт приобретается в процессе подражания, моделирования действий без собственной сознательной обработки, отбора и контроля, т.е. когда мы воспринимаем информацию как должную, единственно верную.

Позиция внутреннего родителя проявляется в действиях человека, который повторяет конкретное поведение своих родителей. Это могут быть запреты, приказы, правила поведения, а среди них предубеждения и преувеличения. Это также тоска по старым, добрым временам, продолжает делать то, что уже не следует делать.

Наш внутренний Родитель многолик, он бывает:

  • природный — включает общие правила, запреты и правила поведения
  • опекающий (оберегающий), который охраняет, хвалит, поддерживает, помогает, кормит, учит — словом заботится
  • карающий (критичный, суровый), который наказывает, критикует, распоряжается, контролирует, вызывает чувство вины, высмеивает, снижает значимость. Его эмоции — гнев, раздражение, недовольство.

Позы и жесты человека в состоянии Я — Родитель:

  • перст указующий,
  • поза в виде буквы Ф,
  • закрытые позы (руки скрещенные на груди, ноги широко расставленные).

Часто употребляемые речевые обороты:

  • я решил покончить с опозданиями раз и навсегда!
  • Будете строго наказаны"
  • сколько раз можно говорить?!
  • Неужели трудно понять, что...!

Во всех проявления Родителя есть оценка, обычно категоричная, не допускающая дискуссий и обсуждений и связанная с мировоззрением человека.

Деятельность внутреннего Родителя определяется обычаями, традициями, устоявшимися правилами, часто уже устаревшими.

ВАЖНО знать: Разумный разговор с человеком, который находится в позиции Родителя вести нельзя.

picter

Я — Взрослый

Состояние Я-ВЗРОСЛЫЙ — контролирует действия Дитяти и Родителя.

Внутренний Взрослый вырабатывается позже других позиций, но своими корнями уходит к самостоятельному познанию мира в младенчестве.

Взрослый собирает информацию, обрабатывает ее и в соответствии с законами логики, своего опыта, осведомленности и делает самостоятельные выводы. Он независим от чувств и настроений, может влиять на другие Я — Состояния.

Он планирует действия, расставляет приоритеты.

В его высказываниях нет категоричности. В речи использует обычно такие фразы:

  • С моей точки зрения...
  • Следует обсудить этот вопрос.
  • Давайте подумаем...

Речь тихая, спокойная. Основная эмоция Взрослого — это интерес. Действия определяются требованиями реальности.

ВАЖНО. Только находясь в состоянии Я — Взрослый можно прийти к обоюдному решению в вопросе/проблеме любой сложности.

ТЕПЕРЬ, САМОЕ ВАЖНОЕ

Как же общаться без поражений и побед?

Запомните, если есть победитель, то обязательно будет проигравший и/или побежденный, а это путь, который ведет к конфликтам, к разобщению.

Поэтому, если вы встали на путь сближения со своим партнером, то стоит прилагать усилия и учиться видеть, какой компонент вас и вашего партнера участвует в коммуникации (общении).

Для этого:

  1. В конце дня (приблизительно на протяжении недели) желательно проводить анализ своего Я- Состояния во взаимодействии, в общении с любимым человеком (ребенком, коллегой, другом и т.д.).
  2. Определять, какая из 3х составляющих вашего Я коммуницировала: Дитя, Родитель, или Взрослый. Определить это можно по характеристикам, которые описаны выше.
  3. Чаще выводить себя в позицию Взрослого, тренировать в себе вВзрослого, который действует из позиции «целесообразно ли?», «эффективно ли?»
  4. Для контроля можете использовать следующую пропорцию:
  • Для продуктивного/бесконфликтного взаимодействия надо, чтобы проявлений состояния Я — Взрослый составляло 75% в общении.

Хорошо воспитанный и натренированный Взрослый в состоянии обуздать чрезмерные и несвоевременные желания Дитяти и может легко противостоять устаревшим и невыполнимым требованиям Родителя.

  • А позицияй Я — Родитель и Я -Дитя — по 12,5 %.

В норме все части личности необходимы для выживания и развития личности.

Чтобы уметь отслеживать свои Я — состояния, надо быть осознанным, т.е. сконцентрированным на том, что вы сейчас делаете (говорите, чувствуете).

Чаще при взаимодействии люди всё делают на автопилоте, поэтому и результаты их общения неудовлетворительные.

Устали от своего автопилота, а хочется в общении понимания, принятия, теплоты?

Я приготовила для вас подарок — свою книгу (PDF)

«4 практики для развития осознанности».

Для ее получения пройдите по ссылке: получить